Конспект открытого урока по географии с презентацией
«Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Цель урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, атласы, физическая карта России.
Задачи урока:
Образовательная:
1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.
2. Создать условия для формирования представления о реках России их особенностях - распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.
3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа.
4. Создать условия для формирования представления о падении и уклоне реки.
5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.
Развивающая:
1.Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
3.Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательная:
1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
2. Создать условия для формирование чувства любви к родной природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Вступление (мотивация)
Прошлым летом, в самолете, я была свидетельницей любопытного спора между немецким туристом и нашим соотечественником. Немец с гордостью стал рассказывать о реке своей Родины. Описывал могущество и красоту Рейна. «Ни одна река не сравниться с Рейном в его величии!»-восторженно восклицал он. Ребята, как же мне было приятно, когда наш соотечественник смог не менее достойно описать красоту и величие нашей реки Волги. Вы бы слышали, с какой гордостью он говорил о матушке-реке Волге: «Это самая красивая, могущественная, протяженная, полноводная, величественная, крупнейшая река Европы с чистейшей прозрачной водой, с огромным количеством рыб, которые можно вылавливать!»
Ребята, а что интересного вы знаете о реках нашей бескрайней Родины? Давайте вспомним хотя бы названия рек.
Вы наверно догадались, как будет звучать тема урока (Слайд 1)
Верно, реки России. Молодцы!
- Изучение нового материала
Как вы думаете, когда мы изучаем реку, что мы должны выяснить? (Где река берет свое начало, куда впадает...)
Любую реку можно описать по следующему плану, который приведен на слайде (Слайд 2)
Этот план у вас прописан в табличном виде (Приложение 1). Ваша задача в течение урока максимально полно заполнить эту таблицу. Первое, что мы изучаем при описании реки, как вы догадались, - части реки.
Ребята, посмотрите на слайд, вам предлагается, схема строения реки (Слайд 3)
Подпишите ее части, ответив на поставленные вопросы.
- Укажи на каком рисунке (А или Б) река течет в направлении с С на Ю?
- На каком рисунке (А или Б) рельеф понижается в северном направлении
- Укажи номера всех источников на рисунке Б.
- Укажи номера всех устьев на рисунке А.
- Укажи номера всех правых (левых) притоков.
- Запиши, что обозначает №11?
- Укажи номер бассейнов.
Время- 4 минуты. Обменяйтесь ответами и сверьте работу одноклассника с ответами на слайде (Слайд 4). Есть те, кто это задание выполнил безошибочно? Что у вас вызвало затруднения?
Как отличить правый приток от левого? (Необходимо встать лицом к устью реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, слева – левыми). Выполняем задание, приведенное на слайде 5,6.
1. Каким притоком у Волги является река Кама?
2. Каким притоком у Оби является Иртыш?
Открываем атлас на с.16. Учащиеся выходят к доске и показывают части реки. Что может быть истоком? Возвышенность, озеро, болото, родник
Найдите исток реки Волги и покажите его на карте (Валдайская возвышенность, озеро Селигер) (Слайды 7,8). Найдите исток реки Енисей (Саяны) (Слайд 9). Не забываем работать с таблицами.
Что может быть устьем? Другая река, озеро или море. Теперь определим устья рек: у Волги — Каспийское море-озеро, у Енисея-Карское море.
Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.
Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.
Что такое водораздел? (Слайд 10)
У вас на столе карточки с названиями рек (Приложение 2) (Слайд 11). Вы будете работать в группах по 4 человека. Всего-6 групп. Найдите их на карте и определите реки, которые относятся к определенным бассейнам. Ваши ответы вы обязательно заносите в таблицу. Вы внимательно слушаете одноклассников и их ответы также заносите в таблицу. Время-2 минуты.
Время закончено. Для выбора отвечающего предлагаю тянуть жребий.
Используя атлас на стр. 4-5, выберите из приведенного ниже списка реки России, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана: Северная Двина, Волга, Урал, Енисей, Днепр, Дон, Терек, Амур, Анадырь.
СЛО: Северная Двина, Енисей
Используя атлас на стр. 4-5, выберите из приведенного ниже списка реки России, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана: Волга, Колыма, Урал, Днепр, Дон, Терек, Амур, Печора, Кубань, Индигирка, Анадырь.
СЛО: Печора, Колыма, Индигирка
Используя атлас на стр. 4-5, выберите из приведенного ниже списка реки России, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана: Мезень, Волга, Урал, Днепр, Дон, Лена, Терек, Амур, Обь, Анадырь.
СЛО: Мезень, Лена, Обь
Используя атлас на стр. 4-5, выберите из приведенного ниже списка реки России, которые относятся к бассейну Атлантического океана.
Северная Двина, Мезень, Волга, Урал, Енисей, Днепр, Кубань, Дон, Лена, Терек, Амур, Анадырь, Печора, Обь, Индигирка, Колыма.
Атлантический: Днепр, Дон, Кубань
Используя атлас на стр. 4-5, выберите из приведенного ниже списка реки России, которые относятся к бассейну Тихого океана: Северная Двина, Мезень, Волга, Урал, Енисей, Днепр, Кубань, Дон, Лена, Терек, Амур, Анадырь, Печора, Обь, Индигирка, Колыма.
Тихий: Амур, Анадырь
Используя атлас на стр. 4-5, выберите из приведенного ниже списка реки России, которые относятся к бассейну внутреннего стока: Северная Двина, Мезень, Волга, Урал, Енисей, Днепр, Кубань, Дон, Лена, Терек, Амур, Анадырь, Печора, Обь, Индигирка, Колыма.
Область внутреннего стока: Волга, Урал, Терек.
Просмотрите 2 видеофрагмента. Чем они отличаются? О какой характеристике реки мы будем сейчас говорить? О характере течения реки (Слайды 12,13,14).
Прослушайте следующие строки:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
О каком характере течения реки идет речь?
(Ответ: горная река).
Может кто-то скажет, чьи это слова? (М.Лермонтов «Дары Терека»)
- А о чём говорит следующая часть этого стихотворения?
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит. (Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море — озеро)
Итак, мы видим, что река может быть равнинной, горной, может менять характер течения.
Как человек использует знания о характере течения рек? Слайд 15. Не забываем работать в таблицах.
Чтобы изучить следующий пункт нашего плана, предлагаю сыграть в игру «ЧГК?». Слайд 16.
Небольшая разминка: У вас на столах лежат цветные фигурки. Вы, как быстрая бурная река, находите свою команду.
Вы готовы? Мы с вами в интеллектуальном клубе «ЧГК?». Вопрос задает посадник новгородский Мстислав Владимирович:
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Итак,знатоки,внимание вопрос: По какой причине это чудо стало возможным?
Время для обсуждения — 1 мин.
Время. Осталось 10 секунд. Время закончилось, ваши предположения.
Слайд 17. Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.
А теперь тихо, спокойно, как равнинная река, вернитесь обратно на свои места.
Мы с вами плавно подошли к изучению следующей характеристики реки-падение и уклон.
ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (Н = Н1 – Н2), где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья. Слайд 18
- Мы с вами сейчас будем решать задачи на определение падения реки, используя атлас на с. 4-5. Один ученик работает у доски, остальные-в тетрадях. Слайд 19
Задание № 1 Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.
– Величина падения влияет на другую важную характеристику:
УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) )(I = Н : L) , где
I – уклон;
H – падение;
L – длина. Слайд 20
- Мы с вами сейчас будем решать задачи на определение уклона реки. Один ученик работает у доски, остальные-в тетрадях.
Задание № 2 Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км Слайд 21
На какую реку вы пошли бы сплавляться на байдарках с уклоном 4 см/км или 100см/км. Вы-экстремал?
Вода не только наш друг и помощник, но вода обладает и разрушительной силой. Слайд 22
Может быть кто-то слышал о том, что в августе 2013 года произошло грандиозное наводнение, от которого пострадало 98000 жителей Дальнего Востока. Из своих берегов вышел Амур-крупнейшая река Амурской области. Это наводнение ученые назвали крупнейшим за последние 100 лет. Все население нашей огромной необъятной Родины откликнулось на это бедствие и оказало помощь жителям Амурской области. Масштабы трагедии заставили многих людей задуматься о том, почему разливается Амур и можно ли как-то предотвратить гибельные последствия наводнения. Ребята, как вы думаете, можно ли было это трагедию предотвратить? Нет, только предсказать, тем самым спасти тысячи жизней. В чем причина этого бедствия? Обильные дожди, которые выпадают летом. Перед тем, как разбираться, почему разливается Амур, нужно понять, чем он питается? (Дождями). Мы с вами переходим к изучению следующего пункта плана-питание рек. (Слайд 23) Какие типы питания рек вы знаете? Снеговое (Волга-в умеренном климатическом поясе). Ледниковое-у горных рек (Терек). В какое время года происходит наводнение на Амуре? (Летом). Почему на Амуре именно в августе произошло наводнение? (Летнее половодье) Как по-другому мы можем назвать закономерное изменение уровня воды в реке? (Водный режим) Не забывайте заполнять свои таблицы.
- Закрепление знаний.
Я рада, что мы справились с этой сложной задачей. Чтобы убедиться в том, что нам все понятно, давайте по плану описания реки охарактеризуем Волгу.
- Домашнее задание
Я знаю, что вы сегодня узнали много нового. Но мы не успели заполнить всю таблицу. Открываем дневники: дома нам необходимо заполнить пропущенные места в таблице. Обратите внимание на задание под *: вы можете выполнить его на отдельную оценку, используя справочники для определения падения и уклона рек. Кроме того, вы можете подобрать стихи или описания рек в литературных произведениях, сочинить сами стихи о реках, придумать задания-загадки. Для особо любознательных еще одно дополнительное задание: вы можете подготовить сообщение об уникальных реках России, найти информацию об интересных старинных легендах. НО при этом обязательно попытайтесь объяснить их, основываясь на знания, полученные на уроке |