План-конспект внеклассного мероприятия по биологии в 7 классе
Тема урока: «Подводное путешествие».
Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.
Тип урока: внеклассное мероприятие
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.
Цель урока: углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,
воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.
Задачи:
Обучающие - закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие - развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной
и коммуникативной компетентностей.
Оборудование: плакат с изображением кроссворда; удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках; карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №5; для конкурса №6 - кегли (5-6 штук), на которые прикреплены вырезанные из бумаги акульи пасти, мяч; экспертные (оценочные) листы для жюри.
ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.
Образовательные технологии: использование ИКТ.
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, исторический.
СТРУКТУРА И ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Этапы мероприятия
|
Ход мероприятия
|
I. Цель и задачи мероприятия
II. Орг.момент.
Вступительное слово учителя
|
Тема мероприятия: «Подводное путешествие»
Цель мероприятия: углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по
биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,
воспитание любознательности, формирование информационно-
коммуникативных умений.
Задачи:
Обучающие - закрепление в процессе практической деятельности теоретических
знаний, полученных на уроках биологии;
- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие - развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности подростка в коллективе через
внеклассную деятельность.
Учитель: - «Добрый день! Давайте мы с вами сегодня тоже совершим путешествие, но путешествие необычное – «Подводное путешествие». Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира. В этом путешествии участвуют учащиеся 7 класса и наше жюри. Для того, чтобы начать игру, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри (представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!»
|
III. Приветствие
|
Каждая из 2-х команд представляет себя: название команды и девиз. У каждого из участников команд заранее приготовлены эмблемы. На приветствие командам дано 4 минуты.
Данный конкурс жюри оценивает по пяти бальной системе и заносит в экспертный лист.
|
IV. Конкурс
№1
|
Конкурс «Загадок»
Учитель: - «Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки». Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
- В буйном море-океане
Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами. (Акула)
- С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник стоит? (Дельфин)
- Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан. (Кит)
- Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах - испуг. (Краб)
- Этот белый парашют
Волны к берегу несут. (Медуза)
- Этот зверь клыкастый,
Вместо ног - ласты,
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится. (Морж)
- Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал. (Морской еж)
- Пять морских ежей схватила
Я в подводной глубине
И, спокойно проглотив их,
Ярче вспыхнула на дне. (Морская звезда)
- Жить люблю в седых морях я,
В темных водах корм ищу.
Хвост свой, как надежный якорь,
Я бросаю, где хочу. (Морской конек)
- Возле скал под ветром влажным,
Кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах
Загорает у морей? (Морской котик)
11. Проплывает не тревожась,
Хоть и рядом рыбаки.
Рот свой закрыть не можем,
Так как зубы велики. (Мурена)
12. Рано-рано на рассвете
И в вечерний тихий час
Не на удочку, не сетью,
А кувшином ловят нас. (Осьминог)
13. На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдёт задом наперёд. (Рак)
14. Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю. (Рыба)
Рыба капля - это всего лишь одно из странных существ, которыми полны океанские глубины. Ни чешуи, ни выраженных плавников не видно. Только желеобразная поверхность, большие глаза, нос, похожий на человечий. И все-таки это рыба.
Рыба-капля живет так глубоко под водою, что просто не может позволить себе иметь мускулатуру – любые мышцы не смогут выдержать давление водяной толщи в 800 метров. И рыба-капля приспособилась к этой жизни вот как – завела себе тело, плотностью немногим меньше, чем плотность воды вокруг рыбы-капли. Вот и плавает она совсем недалеко от дна, расслабленная и апатичная рыба-капля. А пища почти сама идет к ней в рот – ведь это почти жидкое существо не смогло бы охотиться при всем желании. Поэтому и питается рыба-капля в основном планктоном, которого возле морского дна вполне хватает.
Может быть, из-за того, что эта рыба живет так глубоко, об ее повадках и образе жизни известно мало. Говорят, правда, что даже в условиях темного холодного глубоководья умудряется рыба-капля сохранять родительские чувства к своим скользким чадам. Рыбы-капли организуют целые «детские сады» для мальков, помогая им вырасти в безопасности и покое. Благо, естественных врагов у рыбы-капли не так уж много.
15. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе его везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Жюри: оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
|
V. Конкурс
№2
|
Конкурс «Подводный кроссворд»
Учитель: участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия рыб. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 баллов.
Кроссворд
- уплощенное тело и возможность вырабатывать электрический ток сделала эту рыбу известной.
- хищная рыба. Обитатель озер.
- хрящевой скелет для нее не помеха для звания " гроза морей и океанов".
- эту маленькую рыбку мы часто видим в консервной банке в томате.
- тело сплюснуто и глаза находятся на одной его стороне.
Ответы: 1. Скат, 2. Щука, 3. Акула, 4. Килька, 5. Камбала.
Учитель: (информирует учащихся о интересных фактах):
В Калининградской области в Мамоново в день города 19 июля 2008 года торжественно открыли памятник балтийским шпротам. Двухметровая скульптура представляет собой большой мраморный стол с водруженной на нём банкой с двенадцатью кильками. Одна из рыбок увенчана золотой короной. Бронзовую консервную банку со шпротами изваял известный в регионе скульптор Федор Мороз. Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот. Стоимость памятника составила около 500 тысяч рублей.
Жюри: оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
|
VI. Конкурс
№ 3
|
Конкурс «Рыболов»
Учитель: Участникам дается удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках. В какой команде улов окажется больше? За каждую пойманную большую рыбку команда получает 2 балла, а за каждую среднюю – 1 балл, а за маленькую – 0,5 балла.
Жюри: оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
|
VII. Конкурс
№ 4
|
Конкурс «Внешнее строение рыб»
Учитель: Командам раздаются карточки – задания. На изображении показать части тела рыб (I - III) и дать название плавников (1 – 5). На обдумывание дается 2 минуты. Затем приглашаются от каждой команды по одному участнику к мультимедийному экрану. Максимальное количество 5 баллов.
I – голова
II – туловище
III – хвост
1 – грудные плавники
2 – брюшные плавники
3 – анальный плавник
4 – хвостовой плавник
5 – спинной плавник
Жюри: оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные
итоги.
|
VIII. Конкурс
№ 5
|
Конкурс «Золотая рыбка»
Учитель: Есть много рыб. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту команда получает 5 баллов.
Жюри: оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
|
IХ. Конкурс
№ 6
|
Конкурс «Бухта Акул»
На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти.
Учитель: Каждый участник команды с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу». За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.
Жюри: оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Учитель: Друзья! Вот и подошло к финалу наше подводное путешествие.
Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о
подводных обитателях.
|
|