№
урока
|
№
в теме
|
Тема
|
Виды деятельности учащихся
|
1
|
1
|
ТЕМА: Введение - 3 часа
Что изучают в курсе географии материков и океанов?
|
В зависимости от поставленных целей находить и подбирать различные источники информации, извлекать из них нужную информацию;
Показывать по карте материки, океаны и части света, границу между Европой и Азией.
Приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов.
|
2
|
2
|
Методы географических исследований и источники географической информации.
Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья.
|
Описывать основные источники географической информации;
Определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания;
вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
|
3
|
3
|
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке.
Практическая работа № 1: Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Тест №1 Стартовый контроль
|
Тестирование
|
4
|
1
|
ТЕМА: Главные закономерности природы Земли - 10 часов
История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.
|
Объяснять понятия: литосферная плита, платформа, постоянные ветры (пассаты, западные), водная масса, зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс;
Объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
Объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
Называть типы воздушных масс и их характеристики;
Описывать климат отдельных климатических поясов;
Приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков.
Показывать океаны и некоторые моря, течения объяснять изменения свойств океанических вод.
Приводить примеры природных комплексов.
Приводить примеры процессов, объясняющих свойства географической оболочки - целостность, ритмичность, зональность, азональность, поясность.
Составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
|
5
|
2
|
Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли
Практическая работа №2:Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)
|
6
|
3
|
Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле.
|
7
|
4
|
Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.
Практическая работа №3: Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей)
|
8
|
5
|
Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана.
|
9
|
6
|
Океанические течения. Система океанических течений.
|
10
|
7
|
Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение.
|
11
|
8
|
Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков).
|
12
|
9
|
Высотная поясность.
|
13
|
10
|
Обобщение знаний по теме: "Главные особенности природы Земли".
Тест №2
|
14
|
1
|
ТЕМА: Население Земли - 3 часа
Численность населения Земли.
Практическая работа №4: Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.
|
Объяснять значение понятий: численность населения, плотность населения, урбанизация;
Показывать по карте предполагаемые пути расселения человека;
Давать характеристику изменения численности населения Земли;
Приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения;
Давать характеристику политической карты мира, карты плотности населения мира, карты народов мира по масштабу, охвату территории, содержанию;
Приводить примеры различий между народами;
Показывать по карте наиболее крупные государства;
Приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
Приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
Называть причины изменений хозяйственной деятельности
|
15
|
2
|
Расовый состав. Нации и народы планеты.
|
16
|
3
|
Страны на карте мира.
Обобщение знаний по теме «Население Земли»
Тест №3
|
17
|
1
|
ТЕМА: Океаны и материки - 51 час
Океаны
Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
|
Определять по картам ГП океанов, их глубины, крупнейшие поверхностные течения.
Объяснять характер хозяйственного использования океанов и их влияния на сохранение природы.
Сравнивать океаны
|
18
|
2
|
Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Практическая работа №5: Описание по картам и другим источникам информации особенностей ГП, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).
|
19
|
3
|
Обобщение знаний по теме "Океаны"
Тест №4
|
|
20
|
4
|
Особенности южных материков Земли.
|
Выделять отличительные особенности природы северных материков.
Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах северных материков.
|
21
|
5
|
Географическое положение Африки и история исследования.
|
Применять умения, полученные при изучении общей части курса: устанавливать зависимость между географическим положением Африки и особенностями его природы
|
22
|
6
|
Рельеф и полезные ископаемые.
|
Применять умения, полученные при изучении общей части курса:
читать физическую карту и карту строения земной коры, выявлять зависимость между строением земной коры Африки и ее рельефом;
читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Африки;
определять типы климата Африки по климатограммам;
объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды Африки;
читать карту природных зон, объяснять расположение природных зон Африки;
устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов.
|
23
|
7
|
Климат и внутренние воды.
|
24
|
8
|
Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей.
|
25
|
9
|
Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка.
|
Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.
|
26
|
10
|
Население Африки, политическая карта.
|
Ученики должны знать: численность, плотность, особенности размещения населения. Современную политическую карту
Ученики должны уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы
|
27
|
11
|
Особенности стран Северной Африки.
|
Читать комплексную карту;
уметь раскрывать своеобразие регионов Африки на примере типичных стран.
|
28
|
12
|
Особенности стран Западной и Центральной Африки.
Практическая работа №6: Определение по картам природных богатств Центральной Африки.
|
29
|
13
|
Особенности стран Восточной Африки.
|
30
|
14
|
Особенности стран Южной Африки
Практическая работа №7: Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки.
|
31
|
15
|
Географическое положение, история исследования Австралии.
|
Определять географическое положение материка по типовому плану.
Делать вывод о влиянии географического положения на природу материка
Применять умения, полученные при изучении общей части курса:
читать физическую карту и карту строения земной коры, выявлять зависимость между строением земной коры Австралии и ее рельефом;
читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Австралии;
определять типы климата Австралии по климатограммам;
объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды Австралии;
читать карту природных зон, объяснять расположение природных зон Австралии;
устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов;
давать определения понятий: крик, скрэб
|
32
|
16
|
Особенности природы материка.
|
33
|
17
|
Эндемики Австралии.
|
34
|
18
|
Австралийский Союз.
Практическая работа №8: Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).
|
Читать комплексную карту;
уметь раскрывать своеобразие частей Австралии.
|
3
|
19
|
Океания: Меланезия – «черные острова», Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова».
|
Объяснять зависимость природы островов от их происхождения.
Давать определение понятия атолл.
|
36
|
20
|
Географическое положение, история исследования Южной Америки.
|
Давать характеристику географического положения материка
Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу
Применять умения, полученные при изучении общей части курса:
читать физическую карту и карту строения земной коры, выявлять зависимость между строением земной коры Южной Америки и ее рельефом, объяснять закономерности распространения месторождений полезных ископаемых;
читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Южной Америки;
определять типы климата Южной Америки по климатограммам;
объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды Южной Америки;
читать карту природных зон, объяснять расположение природных зон;
устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов;
оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека
|
37
|
21
|
Особенности рельефа материка.
|
38
|
22
|
Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.
|
39
|
23
|
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы.
|
40
|
24
|
Население Южной Америки.
|
Давать характеристику расового и этнического состава населения материка
Объяснять особенности размещения населения Южной Америки
Раскрывать своеобразие Бразилии
Объяснять зависимость размещения и хозяйственной деятельности населения Бразилии от природных особенностей и истории освоения
|
41
|
25
|
Страны востока материка.
Практическая работа №9: Составление описания природы, населения, ГП крупных городов Бразилии или Аргентины.
|
42
|
26
|
Страны запада материка.
Практическая работа №10: Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.
|
Раскрывать своеобразие Андийских стран
Объяснять зависимость размещения и хозяйственной деятельности населения Андийских стран от природных особенностей и истории освоения
|
43
|
27
|
Антарктида – уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
|
Давать характеристику географического положения материка
Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу
Выделять этапы открытия и исследования Антарктиды
Выделять факторы, способствовавшие образованию «двух рельефов» Антарктиды: рельефа поверхности ледникового щита и подледного рельефа и объяснять их влияние
Читать климатическую карту и карту климатических поясов и областей, объяснять влияние климатообразующих факторов на климат
Устанавливать взаимосвязь компонентов природных комплексов
Оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека
|