10.09
|
|
2
|
Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
|
Определяют понятия. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Наблюдают, проводят опыт, измеряют объём пробирок.
|
Взаимоконтроль, терминологический диктант.
|
Пробирки, мензурки, вода.
|
Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.
|
Освоение приемов исследовательской деятельности (ИД): формулирование цели исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.
|
Влияние факторов риска на здоровье человека. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
|
§2 РТ №7,9
|
17.09
|
|
3
|
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификацииОдноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Свойства живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
|
Определяют понятия, сравнивают организмы разных царств, составляют план параграфа.
|
Фронтальная беседа. Проверка планов.
|
Учебники.
ММУ,
Презентация, таблицы.
|
Формирование познавательных интересов при обзоре царств природы, выявлении признаков живого.
|
Формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму.
Структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого).
|
Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.
|
§3 РТ №12,13
|
24.09
|
|
4
|
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания.
|
Анализируют связи организмов со средой обитания, составляют таблицу по тексту учебника, фактам и киноматериалам
|
Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль
|
ММУ, кинофрагмент, табл.
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
|
Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов.
|
§4 РТ № 15,17
|
1.10
|
|
5
|
Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Экскурсия
Осенние явления в жизни растений
|
Экскурсия
Осенние явления в жизни растений
или Пр. работа
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Готовят отчет об экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.
|
Отчёты об экскурсии, коллекции, сообщения.
|
Блокноты, фототехника, инструкции.
|
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
|
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
|
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
|
§5 РТ № 19,20
|
8.10
|
|
6
|
Контрольная работа по разделу Введению
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Клеточное строение организмов (11 часов)
|
15.10
|
|
7
(1)
|
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Л.Р. 1. «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними».
|
Выполняют
Л.Р. 1. «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними». Работают парами. Определяют понятия. Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.
|
Самоконтроль.
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.
|
Лупы, микроскопы (МК), препараты (МП).
|
Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.
|
Развитие способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, использование приборов.
|
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами (лупы, микроскопы).
|
§6 РТ №23
|
22.10
|
|
8
(2)
|
Строение клетки. Растительная клетка. Л.Р. 2. «Изучение строения клеток растений»
|
Выполняют Л.Р. 2. «Изучение строения клеток растений» по готовым препаратам, учатся зарисовывать увиденное, оформлять ЛР.
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.
|
Лупы, микроскопы, препараты, ММУ.
|
Умение различать на таблицах и микропрепаратах (МП) части и органоиды клетки.
|
§7
|
29.10
|
|
9
(3)
|
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.Р. 3. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука»
|
Выполняют Л.Р. 3. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука», рассматривание его под микроскопом. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.
|
МК, лук, вода, стёкла. Пипетки, пр. иглы.
|
Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
|
Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование МК, формулировка выводов по результатам исследования.
|
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
|
§7
|
12.11
|
|
10
(4)
|
Пластиды. Л.Р. 4. «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
|
В группах проверяют знание органоидов клетки и их функций. Выполняют проверочную работу, Л.Р. 4. «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника», приготавливают препараты, рассматривают, зарисовывают, описывают.
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР игра «Найди ошибки».
|
Лупы, МК, стекла, вода. Арбуз, морковь.
|
Формирование умения анализировать результаты лабораторной работы, делать выводы.
|
Выделение существенных признаков строения клетки. Различение на таблицах и МП частей и органоидов клетки, развитие эстетического восприятия живой природы (осеннюю окраску растений).
|
§7
|
19.11
|
|
11
(5)
|
Разнообразие растительных клеток.
|
Наблюдают демонстрации и обсуждают результаты опытов, наблюдают, сравнивают минеральные и органические вещества, записывают наблюдения и выводы.
|
Взаимопроверка в группах. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР составление схемы на ИД.
|
Крахмал, мука, Иод, посуда, марля, спиртовка, спички.
|
Овладение умениями строить рассуждения, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы.
|
Освоение приемов ИД: формулирование цели учебного исследования, составление его плана, фиксирование результатов, использование МК, формулировка выводов по результатам исследования.
|
Умение объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки, различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.
|
§8
|
26.11
|
|
12
(6)
|
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Л. Р. 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи».
|
Выполняют Л. Р. 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Готовят МП, наблюдают, зарисовывают, записывают выводы. Закладывают опыты.
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль.
|
Листья элодеи, МК, стёкла, проростки.
|
Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
|
Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.
|
Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
|
§9
РТ № 31
|
3.12
|
|
13
(7)
|
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки.
|
Просматривают видиоматериал, обсуждают, выделяют главное, зарисовывают схему процесса, инсценируют в группах поведение хромосом при делении.
|
Фронтальная беседа, составление схемы на ИД
игра «Найди ошибки».
|
ММУ, презентация проростки.
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
|
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
|
§9
РТ № 34,35
|
10.12
|
|
14
(8)
|
Деление клетки.
|
Просматривают видиоматериал, обсуждают, выделяют главное, зарисовывают схему процесса, инсценируют в группах поведение хромосом при делении.
|
Фронтальная беседа, составление схемы на ИД
игра «Найди ошибки».
|
ММУ, презентация проростки.
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
|
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
|
|
|
17.12
|
|
15
(9)
|
Ткани растений. Л. Р. 6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
|
Выполняют Л. Р. 6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Работают с готовыми микропрепаратами.
Составляют таблицу
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, самоконтроль
|
ММУ , презентация МК,МП. Табл. «Ткани растений».
|
Формирование умения сравнивать раст. и жив. ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.
|
Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.
|
Умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с МК при рассматривании микропрепаратов.
|
§10 РТ № 38
|
24.12
|
|
16
(10)
|
Обобщающий урок
|
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.
|
Составление схемы на ИД, оценка работы групп.
|
ММУ, презентация МК, МП.
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
|
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
|
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, умение различать на таблицах части и органоиды клетки.
|
|
14.01
|
|
17 (11)
|
Контрольная работа по разделу Клеточное строение организмов
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)
|
21.01
|
|
18
|
Бактерии, их строение и жизнедеятельность.
|
Выделяют существенные признаки бактерий, зарисовывают формы клеток бактерий, составляют схему «Питание бактерий», готовят сообщения о роли бактерий.
|
Самоконтроль, взаимоконтроль в группах.
|
ММУ, презентация МК, МП,
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
|
Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, выделение существенных признаков живых организмов и процессов.
|
§11 РТ № 42,43,44
|
28.01
|
|
19
|
Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
|
Делают сообщения. Определяют понятия. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
|
Составление схемы на ИД, биологический диктант.
|
ММУ, презентация, табл.
|
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
|
Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений.
|
Освоение приемов оказания первой помощи при простудных заболеваниях.
|
§12 РТ № 45,46,47
|
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)
|
4.02
|
|
20
(1)
|
Отличительные особенности грибов.
|
Находят общие черты строения и жизнедеятельности грибов, выделяя существенное, зарисовывают схему строения гифов, определяют понятия.
|
Самоконтроль
|
ММУ, муляжи, коллекции.
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
|
Развитие способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
|
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы расширение и систематизация знаний о многообразии грибов, формирование представлений о связях между грибами, растениями и животными, определение признаков царства Грибы, сравнение их с растениями и животными; освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов.
|
§13 РТ № 48,49
|
11.02
|
|
21
(2)
|
Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Л.Р. 7 «Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.»
|
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы
Л.Р. 7 «Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.»
|
Составление схемы на ИД. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.
|
Муляжи плодовых тел грибов.
ММУ, презентация или фильм, фотографии.
|
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе умение видеть, и беречь красоту.
|
Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений.
|
§14 РТ № 51
|
18.02
|
|
22
(3)
|
Плесневые грибы и дрожжи. Л.Р.8 Изучение строение плесневого гриба мукора.
Л.Р.9 Изучение строение дрожжей.
|
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы
Л.Р.8 Изучение строение плесневого гриба мукора.
Л.Р.9 Изучение строение дрожжей.
|
Составление схемы на ИД.
|
МК, ММУ, фильм «Дрожжи».
|
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
|
Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование МК и лупы, формулировка выводов по результатам исследования.
|
Расширение и систематизация знаний о многообразии грибов, выделение существенных признаков живых организмов и процессов.
|
§15
|
25.02
|
|
23
(4)
|
Грибы-паразиты. Роль грибов в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
|
Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Готовят сообщения «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).
|
Игра «Найди ошибки».
|
ММУ, презентация, плодовые тела трутовиков.
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
|
Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений.
|
Знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека на примере спорыньи и др. грибов-паразитов.
|
§16 РТ № 55
|
4.03
|
|
24
(5)
|
Обобщающий урок
|
Разгадывают биологические загадки, определяют по рис. и микропрепаратам Грибы, рисуют схемы строения грибной клетки, оценивают свои знания по теме.
|
Составление схемы на ИД, определение и описание МП.
|
Табл., муляжи, микроскопы и м. препараты грибов.
|
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
|
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
|
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы- различение на таблицах съедобных и ядовитых грибов.
|
РТ тренировочные задания стр.37-39
|
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (11часов)
|
11.03
|
|
25
(1)
|
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Л.Р. 10. «Строение зеленых водорослей»
|
Выполняют Л.Р. 10. «Строение зеленых водорослей».
Оформляют работу, рисуют, делают выводы, сравнивают с рисунками учебника и таблиц, отвечают на вопросы.
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.
|
ММУ, фильм «Водоросли», гербарий, рисунки.
|
Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
|
Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений.
|
Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, определение принадлежности растений к отделам водорослей.
|
§17 РТ № 58
|
18.03
|
|
26
(2)
|
Многообразие водорослей.
|
Составляют схемы и коллажи, сочиняют сказки, разгадывают загадки, выступают перед классом.
|
Составление схемы на ИД. Ответы на вопросы.
|
ММУ, фильм «Водоросли», гербарий, рисунки.
|
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
|
Умение сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.
|
§18 РТ № 64
|
1.04
|
|
27
(3)
|
Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
|
По фото, коллекциям и раздаточному ММУ определяют группы лишайников, выясняют особенности строения и жизнедеятельности , значение. Зарисовывают и подписывают лишайники. Оценивают свои знания.
|
Биологический диктант, игра «Найди ошибки».
|
ММУ, фото лишайников, фильм
|
Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
|
Овладение способами самоорганизации УД: постановки цели и планирования; самооценки личных учебных достижений.
|
Умение находить лишайники в природе, различать накипные, листоватые и кустистые лишайники овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты.
|
§19 РТ № 67
|
8.04
|
|
28
(4)
|
Высшие споровые растения. Мхи, отличительные особенности и многообразие. Л. Р. 11. «Строение мха».
|
Выполняют Л. Р. 11. «Строение мха». Выделяют существенные признаки мхов. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека.
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы.
|
ММУ, фото мхов, фильм.
|
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
|
Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.
|
Определение существенных признаков мхов, знание представителей отдела. Сравнение кукушкина льна и сфагнума.
|
§20 РТ № 70
|
15.04
|
|
29
(5)
|
Папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности и многообразие. Л. Р. 12. «Строение спороносящего хвоща или строение спороносящего папоротника»
|
Выполняют Л. Р. 12. «Строение спороносящего хвоща или строение спороносящего папоротника».
Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.
|
Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы.
|
ММУ, презентация.
|
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
|
Овладение способами самоорганизации УД, развитие навыков целеполагания и планирования ЛУД; оценки собственного вклада в деятельность группы; самооценки личных учебных достижений.
|
Выявление признаков папоротников. Хвощей и плаунов, умение узнавать распространённые виды мхов, хвощей, папоротников.
|
§21
|